20 ноября в рамках работы научного общества кадет прошло первое масштабное мероприятие –метапредметная олимпиада.(Справка: термин «Метапредметность» означает «нечто всеобщее, интегрирующее: метадеятельность,
метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда – мыследеятельностью). Метапредметные олимпиады в Пермском крае проводятся уже несколько лет, а вот в кадетском корпусе она была организована впервые по инициативе заведующей старшей школы С.С. Бухаровой, которая возглавила Оргкомитет олимпиады.
В состав Оргкомитета также вошли преподаватели: Спасенникова Л.А., Шлыкова С.Ю., Мельникова М.А., Неганова О.А., Беломестнова Т.А., Кошелева А.Н.
Олимпиада проводится по следующим номинациям: «Аргументация в дискуссии»; «Смысловое чтение»; «Публичное выступление»; «Перевод информации».
Участниками олимпиады стали кадеты 10-х классов – самые активные и любознательные представители от каждого взвода.
Олимпиада прошла с большим энтузиазмом практически по всем номинациям. Конкурсное метапредметное испытание «Аргументация в дискуссии» было подготовлено преподавателем русского языка и литературы М.А. Мельниковой и психологом Е.А. Епишиной. Тема для обсуждения была выбрана простая, доступная и в то же время актуальная: «Книги в нашей жизни». Задача участников – подобрать аргументы и контраргументы по ключевым проблемным позициям, например, «Скоро электронные книги вытеснят традиционные бумажные» и т.д. Участники увлеченно отстаивали свои точки зрения, включились и болельщики с интересными вопросами и комментариями.
На секции «Смысловое чтение» кадетам было предложено просмотреть короткий видеофильм о нравственном выборе подростка в непростых жизненных ситуациях. Как поступить, уйти или остаться, почему это для меня важно? Ребята формулировали вопросы и вместе искали на них ответы. Здесь было важно умение сформулировать свою точку зрения, умение отстаивать её в дискуссии. Ведь понять смысл, который заключён в видеотексте, не всегда просто. А увидеть и понять то, что не смогли «прочитать» твои товарищи, — ещё сложнее, но интереснее!
Публичное выступление – форма первичной учебно- исследовательской работы. Это средство формирования навыков анализа, понимания и представления научной проблемы.
Для аудитории была представлена научная статья, в которой необходимо четко выделить проблему, затронутую автором, подчеркнуть ее актуальность для современного мира и дать сжатое изложение данной статьи. И с этим кадеты успешно справились.
Интерес вызвали и задания в секции «Перевод информации», когда участники должны были трансформировать информацию из одной знаковой системы (например, диаграммы или графика) в обычный текст.
Первый опыт организации такой олимпиады оказался успешным. Это признают и педагоги, и ребята.
По отзывам кадет, они получили удовольствие от работы в секциях как в качестве участников, так и в качестве зрителей и выразили желание еще принять участие в подобных мероприятиях. Так что в следующий раз надеемся видеть еще больше заинтересованных кадет, а организаторы обещают сделать задания еще оригинальнее и разнообразнее.


